Размер шрифта
Интервал
Изображения
Генеральная прокуратура
Кыргызской Республики
официальный сайт
Иссык-Кульская область Чуйская область Талаская область Нарынская область Джалал-Абадская область Ошская область Баткенская область

Телефон доверия:
54-28-18

 
 

4-е заседание Межгосударственного совета по противодействию коррупции Содружества Независимых Государств

2 июля 2018 года состоялось 4-е заседание Межгосударственного совета по противодействию коррупции Содружества Независимых Государств

                                                                 У К А З А Н И Е
 
                                         № 107-у   « 16 »  октября 2012 г.
                                                                            
 
«Об организации и осуществлении надзора за исполнением требований Конституции и законодательства Кыргызской Республики при подготовке и проведении выборов депутатов местных кенешей Кыргызской Республики»                
 
Согласно ч.2 ст.2 Конституции Кыргызской Республики, народ Кыргызстана осуществляет свою власть непосредственно на выборах.
В соответствии с ч.1 ст.112 Конституции Кыргызской Республики, депутаты местных кенешей избираются гражданами, проживающими на территории соответствующей административно-территориальной единицы.
Согласно ст.41 Закона Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей», органы прокуратуры осуществляют общий надзор за соблюдением избирательного законодательства, а также действий, за которые предусматривается уголовная ответственность в соответствии с действующим законодательством.
          В целях неукоснительного соблюдения требований законодательства о выборах, руководствуясь ст.104 Конституции Кыргызской Республики, ст.41 Закона Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей», ст.12 Закона Кыргызской Республики «О прокуратуре Кыргызской Республики»,
 
                                                       Т Р Е Б У Ю:
 
         1. Заместителям Генерального прокурора, начальникам управлений, самостоятельных отделов Генеральной прокуратуры, прокурорам г.г.Бишкек и Ош, областей, специализированных прокуратур в тесной координации и взаимодействии с избирательными комиссиями, органами внутренних дел, национальной безопасности и другими государственными и муниципальными органами обеспечить строгое соблюдение прав и свобод граждан усилить прокурорский надзор за исполнением требований Конституции и законодательства Кыргызской Республики о выборах на всех стадиях избирательного процесса выборов депутатов местных кенешей Кыргызской Республики, при этом, не допуская подмены прокурорами обязанностей избирательных комиссий, иных государственных органов и судов.
        1.2. Принять к неукоснительному исполнению Директиву Президента – Главнокомандующего вооруженными силами Кыргызской Республики №1 от 22.02.2012 года.
         1.3.  Обратить внимание на то, что с заявлениями (жалобами) на решения и (или) действия (бездействие) государственных и иных органов, их должностных лиц, иных участников избирательного процесса могут обратиться избиратели, кандидаты, политические партии, группы избирателей, некоммерческие организации, их представители и наблюдатели. Заявления, жалобы должны быть мотивированными и представлены вместе с доказательствами, на которых они основываются (ч.5 ст.41 Закона).
 1.4. В соответствии с ч.ч.6,7 ст.41 Закона, заявления (жалобы) избирателей, кандидатов, политических партий, иных участников избирательного процесса, поступившие в ходе подготовки выборов, подлежат рассмотрению органами прокуратуры в 2-дневный срок с момента поступления заявления (жалобы), а в день голосования или в день, предшествующий дню голосования, - немедленно. В случаях если факты, содержащиеся в заявлениях (жалобах), поступивших в ходе подготовки выборов, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в 3-дневный срок. Копию принятого решения по заявлению (жалобе) органы прокуратуры немедленно направляют в соответствующую избирательную комиссию. В случае отказа в рассмотрении заявления (жалобы) органы прокуратуры обязаны незамедлительно с момента принятия решения выдать копию решения с изложением оснований отказа.
        1.5.  Согласно  ст.42 Закона, решения и (или) действия (бездействия) избирательных комиссий, их должностных лиц, нарушающие избирательные права субъектов избирательного процесса, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию либо суд. Решения и (или) действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии обжалуются в суд первой инстанции, решение суда первой инстанции - в Верховный суд Кыргызской Республики. Решение Верховного суда Кыргызской Республики является окончательным и обжалованию не подлежит. Заявления (жалобы) подаются незамедлительно с момента, когда субъекту избирательного процесса стало известно о нарушении его избирательных прав, принятии решений, совершении действий (бездействии), но не позднее 2 календарных дней.
       2. Статьей 46 Закона регламентированы требования, предъявляемые к кандидатам в депутаты местных кенешей: депутатом местного кенеша может быть избран гражданин Кыргызской Республики, достигший 21-летнего возраста, являющимися членами местного сообщества соответствующей административно-территориальной единицы, в которой проводятся выборы. Не имеют права быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы, а также, чья судимость не снята или не погашена в установленном законом порядке.
       3. При осуществлении надзора по обеспечению законности в ходе подготовки и проведения выборов незамедлительно реагировать на все нарушения прав граждан в указанной сфере, не допуская роста напряженности и дестабилизации избирательного процесса в регионах.   
       3.1. В целях недопущения негативных последствий в период избирательной кампании и восстановления нарушенных избирательных прав граждан решениями или действиями (бездействием) органов исполнительной власти и местного самоуправления, обеспечить своевременное применение всего комплекса мер прокурорского реагирования.
       3.2. В соответствии со ст.556-1 Кодекса Кыргызской Республики об административной ответственности (КоАО), органы прокуратуры составляют протоколы об административной ответственности по правонарушениям, посягающим на права и свободы граждан (ст.49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59 КоАО). При этом, согласно ст.ст.508, 508-1 КоАО, собранные материалы по административным правонарушениям, предусмотренным ст.ст.57-59 КоАО необходимо направлять судьям районных и городских судов, а предусмотренных статьями 49-56 КоАО в избирательные комиссии.  
       3.3. Согласно ч.2 ст.26 УПК Кыргызской Республики, преступления, предусмотренные ч.1 ст.139 (воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий), 140 (подкуп голосов избирателей) УК Кыргызской Республики, относятся к делам частного обвинения, возбуждаются не иначе как по жалобе потерпевшего судом и рассматриваются в судебном порядке.
       3.4. В соответствии с ч.1 ст.163 УПК Кыргызской Республики по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст.139 ч.2, ч.3 (воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий), ст.140-1 (нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, политической партии, деятельности инициативной группы по проведению референдума),  ст.141 (фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов), ст.141-1 (фальсификация итогов голосования) УК Кыргызской Республики следствие производится следователями органов внутренних дел.
       4. Управлению по надзору за законностью в деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления Генеральной прокуратуры, прокурорам г.г.Бишкек и Ош, областей в течение всего избирательного процесса особое внимание уделять надзору за деятельностью органов исполнительной власти и местного самоуправления в части возможного их вмешательства в деятельность избирательных комиссий (ч.2 ст.3 Закона Кыргызской Республики «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики»).
       5.В соответствии с ч.3 ст.17 Закона,лица, занимающие политические, высшие административные и специальные государственные должности, и их заместители, занимающие политические муниципальные должности, и их заместители, руководители правоохранительных и фискальных органов, их территориальных структурных подразделений и их заместители, руководители государственных учреждений, предприятий с государственной и муниципальной долей в уставном капитале более 30 процентов с момента регистрации и до определения результатов выборов приостанавливают исполнение должностных или служебных полномочий, если избирательный округ по выборам депутатов в местный кенеш, по которому они баллотируются, находится в зоне влияния соответствующих вышеуказанных органов и учреждений. Данное правило не распространяется на депутатов местного кенеша. Зоной влияния в данном случае является административно-территориальная единица или часть ее территории, на которую распространяются деятельность и услуга вышеуказанных органов.
       5.1.Зарегистрированный кандидат не может быть привлечен к уголовной ответственности, задержан, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке до дня официального объявления избирательной комиссией итогов выборов в средствах массовой информации, без согласия Центральной избирательной комиссии, за исключением случаев задержания на месте совершения преступления. Возбуждение уголовного дела не является основанием для запрета кандидату реализовать его право быть избранным (ч.6 ст.17 Закона).
        5.2. В соответствии с ч.15 ст.22 Закона, работники государственных органов и органов местного самоуправления, члены избирательных комиссий, наблюдатели, международные наблюдатели, судьи, члены и представители религиозных, благотворительных организаций, лица, не достигшие 18 лет, иностранные граждане и организации, лица без гражданства не имеют права проводить агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы.
       5.3. Согласно ст.23 Закона предвыборная агитация начинается со дня окончания срока регистрации всех кандидатов, списков кандидатов и прекращается за 24 часа до начала голосования. При проведении повторного голосования предвыборная агитация возобновляется с момента принятия решения о назначении повторного голосования и прекращается за 24 часа до начала повторного голосования.
      5.4. В соответствии со ст.28 Закона,  при проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребления свободой средств массовой информации: запрещаются пропаганда национальной, этнической, расовой, религиозной, межрегиональной вражды, гендерного и иного социального превосходства, призывающая к дискриминации, вражде; призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства; пропаганда войны; использование фото- и видеоматериалов с использованием изображения государственных и политических деятелей других государств и иные формы злоупотребления свободой средств массовой информации, запрещенные законами Кыргызской Республики.
        6. Заместителю Генерального прокурора - военному прокурору, прокурорам городов Бишкек, Ош, областей, специализированных прокуратур по итогам выборов в местные кенеши представлять в управление по надзору за законностью в деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления Генеральной прокуратуры информационно-аналитические справки о состоянии законности в период избирательной кампании и принятых мерах, вместе с копиями актов прокурорского надзора.
       6.1. Управлению по надзору за законностью в деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления Генеральной прокуратуры обобщать поступающую информацию, касающуюся избирательной кампании.
       7. Управлению по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью Генеральной прокуратуры, прокурорам г.г.Бишкек и Ош, областей обратить отдельное внимание при осуществлении надзора за законностью, принятыми органами следствия, процессуальными решениями, связанными с нарушением законодательства о выборах, обобщать итоговую информацию о возбужденных в период избирательного процесса уголовных делах, а также результатах их расследования.
       8. Отделу документационного обеспечения и приема граждан Генеральной прокуратуры, Военному прокурору, прокурорам г.г.Бишкек и Ош, областей, специализированных прокуратур обеспечить незамедлительную регистрацию обращений о нарушении законодательства о выборах депутатов местных кенешей и передачу их для рассмотрения по существу в день поступления. При этом, обращения неподведомственные органам прокуратуры, немедленно направлять в соответствующею комиссию по выборам и проведению референдумов или в суд.
         9. Управлению организационного обеспечения и взаимодействия со СМИ Генеральной прокуратуры организовать мониторинг СМИ по вопросам возможных нарушений избирательного законодательства для последующей передачи в отраслевые управления Генеральной прокуратуры, Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов или в суд.
        10. Контроль за исполнением настоящего Указания возложить на первого   заместителя Генерального прокурора Кыргызской Республики Н.Джээналиева.     
        11. Указание направить заместителям Генерального прокурора, начальникам управлений и самостоятельных отделов Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики, прокурорам городов Бишкек и Ош, областей, специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных прокуроров.
       12. Указания №15-у от 28.02.2012 года и №18-у от 29.02.2012 года признать утратившими силу.
      
 
   Генеральный прокурор
   Кыргызской Республики                                                       А.Салянова    
  • Интернет-приемная
    Отправить сообщение

     
  • Антикоррупция

    Уважаемые граждане!
    Просим Вас сообщать о коррупционных схемах или проявлениях коррупции в органы прокуратуры КР:
    Телефон доверия:
    +996 (312) 54-28-18
    (с 9:00 до 18:00 по будням)
     
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •